chast_re4i (chast_re4i) wrote,
chast_re4i
chast_re4i

Categories:

Грамматика Николая Греча

ГречСегодня Н.И. Греч (1787–1867) известен больше как консервативный журналист, который «вытрезвился от либеральных идей волею и неволею», редактор «Сына Отечества» и «Северной пчелы», мемуарист. Полузабытой оказалась его деятельность преподавателя, филолога, между тем его «Практическая русская грамматика» (СПб., 1827) стала первым «систематическим грамматическим руководством» (В.В. Виноградов) в России, а «Краткая русская грамматика» (первое название — «Начальные правила русской грамматики») — стабильным учебником.

Грамматические руководства Н.И. Греча пользовались большой популярностью в России до конца 40-х годов XIX века. С учетом их основных положений составлялись различные школьные учебники русского языка, которые использовались в практике преподавания вплоть до 60-х годов XIX столетия, когда были объявлены уже «преданиями старины». Обращение к грамматическим трудам Греча позволяет установить, какие сведения о языке получали русские гимназисты в первой половине XIX века.




«C пятнадцатого года от рождения, — вспоминал Н.И. Греч, — затаилась в душе моей мысль» о создании новой русской грамматики. «Увидел я недостаточность наших грамматик в срав-нении с иностранными, и несообразность их с выводами грамматики всеобщей».

Греч обращается к работе над русской грамматикой в конце первого десятилетия XIX века. В 1817 году по решению министра на-родного просвещения из учебных планов гимназий была исключена философская грамматика, что означало возвращение традиционной практической грамматики. Учебный комитет, созданный в 1818 году для рассмотрения издававшихся учебных пособий, признал имевшиеся к этому времени грамматики неудовлетворительными. Возникла потребность в создании новых грамматических руководств. Эту задачу и решил Н.И. Греч, имевший уже достаточно большой опыт преподавания русской словесности в петербургских училищах и гимназиях.

Грамматика Греча строится как нормативное пособие, цель которого «учить правильно говорить и писать по-русски». В основе грамматики лежат наблюдения над книжной речью, что неоднократно подчеркивал сам Греч: «Если в русской грамматике станут излагать правила не общего, книжного языка, она должна будет изменяться в каждой губернии по требованиям местного наречия». Грамматика Греча состоит из четырех частей: «Словопроизведения», которое соответствует современной морфологии, «Словосочинения», «Произношения слов» и «Правописания». Такая структура курса традиционна для первой половины XIX века, однако новаторство Греча проявляется в том, что, мотивируя последовательность разделов, он связывает ее с развитием практических умений и навыков: в первой части дается общая характеристика частей речи и образования основных грамматических форм, во второй излагаются правила соединения «частей и частиц между собою для произведения понятной речи», в третьей «предлагаются правила говорить и читать по-русски», наконец, в четвертой «исчисляются правила безошибочно писать по-русски». Греч, таким образом, видит назначение своей грамматики в постепенном овладении разными видами речевой деятельности: чтением, говорением и письмом.

Характеризуя части речи, Греч последовательно различает слова знаменательные и служебные (частицы речи). В составе первых выделяются существительное, прилагательное, местоимение, глагол, причастие, наречие и деепричастие, в составе частиц речи — предлог, союз и междометие.

Характеристика причастий в руководстве Греча противоречива: с одной стороны, они рассматриваются как самостоятельная часть речи, с другой стороны, включаются в состав прилагательных как их особый разряд — «действующие, которыми выражается не качество, находя-щееся в предмете, а действие его; например: зеленеющее дерево; текущая вода; читающий ученик. Числительные в грамматике Греча не вхо-дят в состав частей речи (как самостоятельная часть речи числительные впервые были выделены только в 1841 году Г.П. Павским), а распределяются между существительными и прилагательными. К существительным, например, относятся: сорок, сто, тысяча, двадцать, пятьдесят и др., к прилагательным — один, два, оба, полтора, первый, второй и др.

Структура описания частей речи в грамматике Греча близка современным учебникам: сначала дается определение, указывающее значение или функцию той или иной части речи, затем отмечаются лексико-грамматические разряды. Так, в составе имен существительных различаются собственные, нарицательные, собирательные, вещественные, уменьшительные и увеличительные, в составе прилагательных разграничиваются качественные, обстоятельственные, притяжательные и действующие (= причастия).

Классификация местоимений, разработанная Гречем, предельно близка современной. На протяжении двух столетий в школьных учебниках выделяются именно те разряды местоимений, которые были предложены Гречем, с течением времени к ним прибавились только отрицательные местоимения.

Сведения о словообразовании в грамматике Греча носят предельно ограниченный характер. В то же время ее несомненным досто-инством является четкое и строгое деление слов, во-первых, на «первообразные» («непроисходящие от других слов») и производные — «происходящие от какого-либо слова, уже существующего в языке»; во-вторых, на простые по структуре и сложные. Поскольку в 20-е годы XIX в. не существовало понятия «морфема» и отсутствовала классификация аффиксов, Греч оперирует терминами «главные корни» и «корни придаточные», которые затем делятся на «предыдущие», или приставки, и «последующие».

Заслуживает внимания попытка Греча разграничить словообразование и формообразование. С этим связано рассмотрение им «по-стоянных» и «случайных» изменений знаменательных слов. «Постоянные» изменения встречаются «при составлении слов производных и сложных (рука, ручной, двоерукий и др.), «случайные» — обозначают различные обстоятельства, выражаемого словом понятия» (рука, руки, око, очи и др.). Таким образом, Греч близок к выделению грамматических форм слов, что позволяет непротиворечиво построить раздел морфологии, в котором детально излагаются правила словоизменения и даются образцы склонения и спряжения.

Особенно интересен в грамматике Греча раздел, посвященный синтаксису, или «словосочинению». Именно в нем особенно ярко проявилась новизна этого практического руководства. «В грамматике Н. Греча установилось представление о главных и второстепенных членах предложения… — писал академик В.В. Виноградов. — Таким образом, четко выступили контуры того логико-семантического понимания структуры предложения, которое с некоторыми осложнениями и видоизменениями господствует и доныне».

В грамматике Греча господствует логический подход к синтаксису. Предложение определяется им как «суждение, выраженное словами», соответственно в его структуре выделяются три обязательные части: подлежащие, сказуемое и связка. Связка усматривается в каждом предложении, в ряде случаев, как отмечает Греч, она может «теряться, соединяясь с сказуемым в глаголе совокупном»: Лист зеленеет. Солнце светило.

Учение Греча о связке сковывало синтаксические исследования, а учащихся обрекало на во многом формальный разбор предложения. В то же время в грамматике Греча были заложены основы теории членов предложения. В ней впервые были отмечены такие второстепенные члены, как определение и дополнение.

Выделение второстепенных членов предложения позволило Гречу уточнить классификацию простых предложений и разграничить в их составе «составные» и «несоставные» конструкции (распространенные и нераспространенные предложения в современной терминологии).

Сложное предложение рассматривается учеными на фоне простого и интерпретируется как «совокупление двух или более простых предложений». К сложным в грамматике Греча при этом относятся и предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами.

Классификация сложных предложений строится на основе аналогии с членами простого предложения, точнее, с частями речи, которыми они выражены. Так, Греч выделяет придаточные существительные, прилагательные и обстоятельственные. От придаточных предложений последовательно отграничиваются вводные предложения. Именно Греч предложил их четкие и строгие определения. Ср.: «Главное предложение не зависит от другого… Придаточным предложением дополняется, объясняется, огранивается главное… Вводным предложением называется то, которое включается в предложение главное, но не состоит с ним в грамматической связи, т. е. не соединяется с ним посредством местоимений и союзов; например: В Москве, пишет брат мой, теперь наступили морозы». Такое определение вводных предложений легко можно представить и в современных учебниках русского языка.

Итак, в грамматике Греча было дано тщательное описание форм словоизменения, заложены основы учения о членах предложения, предложен ряд новых понятий, разработана первая развернутая классификация сложных предложений. Несмотря на то что уже к концу 50-х гг. XIX в. эта грамматика стала восприниматься как «старая духом и телом», она сыграла важную роль в становлении школьного курса русского языка и формировании норм литературного языка.

СПРАВКА
Николай Иванович Греч родился в 1787 году в Петербурге, окончил юнкерскую школу, созданную при Сенате для подготовки гражданских чиновников.
В 1804 году он стал вольнослушателем в Педагогическом институте. После его окончания он был старшим учителем в главном немецком училище, смотрителем петербургских училищ, учителем русской словесности в петербургской гимназии.
Широкую известность Н. И. Гречу принесла его издательская деятельность.
Работая над новой грамматикой, ученый опирался на руководства, изданные в Германии и Франции


Николина Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, профессор МПГУ, главный редактор журнала «Русский язык в школе»

Tags: 2 выпуск, Наталья Николина, история предмета, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment